В. И. Терещенко

«Организация и управление: опыт США», 1965 г.

 

«При разработке структуры каждого предприятия, учреждения, хозяйства излюбленным американским методом является составление организационного чертежа, таблицы, диаграммы. Их составление считается альфой и омегой также и каждой реорганизации, любого критического анализа. Делается своего рода рентгеновский снимок предприятия. Практика показывает, что, когда вы начинаете рисовать организационную таблицу, она сразу же дает более четкую, ясную картину того, что вы хотите создать и что вы уже имеете, чем любое описание словами. Сразу всплывают и делаются видными все неувязки. Слова и простое описание слишком легко вуалируют в каждом деле организационные неясности и недочеты. Пока не нарисована ясная, логическая организационная схема, «организации» нет.

Чертежи, о которых шла речь, отображают как бы «статику» предприятия. Такой же метод анализа американцы любят применять и к его «динамике». Вопрос в данном случае идет об изображении на диаграммах основных производственных и делопроизводственных процессов и процедур в виде линий, проходящих через отдельные точки организационного чертежа, соединяющих его составные кружки и квадратики.

Такие линии должны быть короткими, прямыми и ясными. Если линии начинают виться и «гулять» во все стороны, это симптом плохой организации. Попытки проводить такие линии при непродуманной организации иногда приводят к тому, что линия «повисает» в воздухе, и никто не знает, куда же она нормально должна дальше идти. Это нередко случается при анализе потока корреспонденции, последовательности выполнения и контроля выполнения различных решений, учета продукции и т. д.

Описанные методы составления чертежей и диаграмм считаются весьма эффективными для выявления обезлички, правильного делегирования полномочий, соответствия между правами и обязанностями, неправильного сочетания или расчленения функций и т. д.»

В.И. Терещенко в своей статье подчеркивает, что до 1965 г. в США было «много организационной неразберихи и управленческой неграмотности. Там имелось очень много слабо организованных и плохо управляемых предприятий». В конечном счете, «их владельцы разорились в процессе безжалостной конкуренции и слабые предприятия были «поглощены» более сильными».